Если хочешь быть здоровым, нужно вести правильный образ жизни и заниматься спортом. В последнее время эта, казалось бы, прописная истина стала терять свою актуальность. Сколько времени в день вы проводите в движении? Делаете ли вы зарядку сутра? Как часто вы оставляете машину дома и прогуливаетесь пешком в магазин? Ответьте себе на эти вопросы. Если вы хоть раз ответили «мало» или «редко», то можно вас поздравить, вы можете являться потенциальным пациентом неврологических и кардиологических отделений. Что же такое гиподинамия и каковы причины ее возникновения
Последствия гиподинамии
Нехватка двигательной активности неестественна для человеческого организма и вызывает ряд нарушений его функционирования. Не участвуя в двигательных процессах, мышцы атрофируются и слабеют. Стоит обратить внимание, что наряду с двигательными мышцами организма, слабеет и сердечная. Отсутствие тонуса сердечной мышцы приводит к тому, что сердце попросту начинает покрываться жиром, с трудом выполняя свою ключевую функцию – движение крови по сосудам и перенос кислорода по всему телу. Такое нарушение чревато замедлением процессов вывода жиров из крови, что может привести к атеросклерозу, и сокращением объемов переносимого кровью кислорода к тканям и органам.
Еще одним последствием гиподинамии может стать уменьшение костной массы, болезни суставов и позвоночника. Если вы не любитель физических нагрузок и уже давно забыли, когда в последний раз посещали спортзал или бегали по утрам, то весьма вероятно, что нарушения работы организма могут приобрести хронический характер и вылиться в ишемическую болезнь сердца, расстройство дыхания и пищеварения.
Многие ученые обращают внимание на тот факт, что те, кто предпочитает прогулке просмотр любимого сериала, чаще страдают нервными расстройствами и невралгиями. Кроме того, такие люди испытывают сложности во время работы, требующей мозговой активности, они более рассеяны и менее креативны.
Как предотвратить гиподинамию
Занятия спортом – верное профилактическое средство, которое эффективно борется с этим расстройством. Если у вас есть врачебные ограничения для занятий спортом, обратитесь в любой спортивный клуб и специалист разработает вам специальную щадящую программу, корректирующую проблемы без вреда для здоровья. В случае если спорт – это нереально по причине банального отсутствия времени, введите в свой график обязательную утреннюю зарядку и прогулку после работы. Откажитесь на время от автомобиля. Старайтесь прогуливаться во время обеденного перерыва.
Еще одно прекрасное средство заставить себя больше двигаться и гулять – это собака. Во-первых, вам в любом случае потребуется регулярно выходить с ней на прогулку, а во-вторых, этот комок энергии внесет массу лишних, но необходимых, телодвижений в вашу пассивную жизнь.
Еще одним безусловным положительным мотиватором для начала активного образа жизни является тот неоспоримый факт, что только физическая активность способна помочь вам сбросить лишние килограммы и приобрести красивую спортивную фигуру.
Как лечить гиподинамию
К сожалению, очень многие обращают внимание на тот факт, что редко занимаются спортом и малоподвижны слишком поздно. В таких случаях, они обычно уже имеют целый набор хронических заболеваний, вызванных отсутствием физической активности. Стоит отметить, что в такой ситуации имеется необходимость обратиться к врачу либо в специальные восстановительные центры, где профессиональные диетологи, психотерапевты, невропатологи и другие специалисты подберут подходящую только вам восстановительную программу.
Задумайтесь о своем образе жизни как можно раньше и помните, что спорт – основа здоровья.
Комментарии
Источник: nashezdorovie.info
Результаты проведённых исследований убедительно доказали, что регулярные продолжительные аэробные физические нагрузки, при выполнении которых работают все основные группы мышц и возрастает частота пульса, оказывают защитный эффект относительно риска, связанного с гиподинамией. Физическая нагрузка характеризуется интенсивностью, объёмом и типом. Интенсивность – это количество энергии, которое тратится за единицу времени физической активности. Объём физической нагрузки определяется общим количеством энергии, затраченной на выполнение физического упражнения или физического занятия в целом. Тип определяется характером энергетического метаболизма, обеспечивающего двигательную активность (аэробная, аэробно-анаэробная, анаэробная). Существует взаимосвязь между этими показателями и защитным эффектом физической нагрузки. Результаты исследований свидетельствуют, что снижение риска, связанного с недостаточной физической активностью, прямо пропорционально интенсивности индивидуальных физических нагрузок, их продолжительности и участию в тренировочных профилактических программах. лько постоянная достаточная физическая активность может поддерживать уровень достигнутых показателей; прекращение тренировок вызывает возврат показателей к начальному (до тренировочному) уровню. В выборе и назначении профилактических тренировочных программ необходимо сосредоточить внимание на 4 основных компонентах:
Источник: present5.com
1..Теоретическая часть.
Как и говорилось ранее, данное исследование посвящено влиянию гиподинамии на работоспособность. Для того, чтобы провести необходимые эксперименты, нужно дать определения понятиям: деятельность, работоспособность. А также следует выяснить, что такое гиподинамия, каковы ее симптомы и что является факторами риска для ее появления.
1.1 Деятельность и ее отличительные черты.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, суть которого — преобразовать и подчинить мир целям человека.
Характерные черты деятельности человека:
- Сознательный характер: человек действует сознательно, т.е. человек ищет наиболее рациональные пути для выполнения задач, у выбранной деятельности есть цель
- Продуктивный характер: конечный результат- продукт
- Преобразующий характер: человек подчиняет себе окружающую среду
- Общественный характер: человек в процессе деятельности вступает в контакт с другими людьми
1.1.2.Виды деятельности.
Основные виды деятельности : игра , общение, обучение, труд. Каждый из этих видов имеет свои цели и прочие особенности. В данной работе меня интересуют такие виды деятельности как обучение и труд, т.к. это те виды деятельности, в которых задействована изучаемая группа (15-18 лет).
Обучение- вид деятельности, целью которого является овладение определенными знаниями и умениями, необходимых для начала трудовой деятельности.
Труд- вид деятельности, конечным результатом которого является продукт (деньги, вещи и пр.)
Качество обучения принято измерять в баллах, выставляемых за ту или иную работу, а качество труда – в количестве полученного продукта.
Именно этими показателями я буду руководствоваться в дальнейших экспериментах.
1.1.3.Работоспособность
Работоспособность – способность человека поддерживать организм в состоянии, при котором он сможет выполнять определенный вид деятельности.
Влияние на работоспособность оказывают многие факторы : режим труда и отдыха, рациональность питания ,температура, освещенность, здоровье человека, мотивация и многое другое.
Отклонение какого-либо из параметров непременно вызовет снижение работоспособности, поэтому так важно следить за тем ,чтобы все они находились в пределах нормы.
1.2.Гиподинамия.
Говоря о гиподинамии, стоит отметить, что гиподинамия – не болезнь, а патологическое состояние, которое ,в свою очередь, провоцируют различные заболевания.
Выделяют три формы гиподинамии:
- гипоэргия – недостаточность объема движений и их количества;
- гипокинезия – недостаток разнообразия движений;
- гипотония – недостаток качества движений и их интенсивности.
1.2.1.Симптомы гиподинамии.
При гиподинамии поражаются почти все системы: дыхательная, кровеносная,нервная,пищеварительная,опорно-двигательная ,половая и эндокринная.
Основные симптомы данного состояния:
- бессонница
- повышенная утомляемость
- нервозность
- частые переломы
- ожирение
- головные боли
- сильная одышка
- снижение работоспособности
1.2.2.Факторы риска. Причины появления гиподинамии.
Как можно заметить, в классификации форм гиподинамии во всех определениях фигурирует такое понятие как «недостаток движения». Именно недостаток двигательной активности является причиной для возникновения гиподинамии. Можно сказать, что гиподинамия – следствие освобождения человека от физического труда, т.к. изначально каждый индивидуум был запрограммирован на самостоятельную добычу пищи. Но в современном мире с развитой инфраструктурой в этом уже нет необходимости.
Но иногда гиподинамия вызвана каким-либо заболеванием, инвалидностью.
К основным факторам риска развития гиподинамии относятся:
- недостаток физических нагрузок;
- избыточная масса тела;
- психические расстройства;
- соматические заболевания;
- генетические склонности;
- травмы при родах;
- наркотическая/алкогольная зависимости
1.2.3.Последствия гиподинамии
Среди основных последствий гиподинамии выделяют: атрофию мышц, нарушение координации, миофасциальные синдромы, остеопороз, остеоартроз, остеохондроз, ухудшение метаболизма, артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца, нарушения работы ЖКТ, обструктивную болезнь легких, ожирение, атеросклероз, инсулинорезистентность. Указанные заболевания приводят к уменьшению продолжительности жизни.
1.3.Профилактика гиподинамии
Гиподинамия стала действительно большой проблемой молодого поколения. Существует ряд пунктов по профилактике данного состояния:
- Увеличение объема и разнообразия физических нагрузок
- Чередование умственной и физической активности
- Рационально питаться
- Увеличить пребывание на свежем воздухе
- Отказ от вредных привычек
- Тщательное наблюдение за весом
Если следовать всем выше указанным пунктам ,то риск появления гиподинамии снизится.
1.4.Подитог теоретической части
Изучив соответствующую литературу и собрав всю необходимую информацию, я могу сделать следующие выводы :
- Гиподинамия поражает все системы организма и мешает человеку полноценно жить
- Гиподинамия наряду с ожирением является глобальной проблемой современности
После создания теоретической базы я могу приступить к экспериментам, которые либо подтвердят мою гипотезу, или же ,опровергнут ее.
2.1.1.Выявление трудоспособности изучаемой группы в стандартных условиях
Для того, чтобы выяснить среднюю трудоспособность изучаемой группы в стандартных условиях, я провела опрос, касающийся успеваемости школьников. Данный опрос показал, что отличники(17% ) и троечники (25%)– пограничные группы, а хорошисты – подавляющее большинство(58%)
2.1.2.Выявление процента людей, подверженных гиподинамии, в изучаемой группе
Далее я решила выяснить, насколько много людей подвержены гиподинамии. Иначе говоря, является ли гиподинамия проблемой нашего поколения. Для этого я провела опрос, который был направлен на обнаружение первых симптомов гиподинамии.
Опросы показали, что более половины(58%) опрошенных подвержены гиподинамии. Это еще раз доказывает, что гиподинамия является одной из проблем современной молодежи.
Проанализировав полученные в ходе опросов данные ,можно сказать, что :
- Гиподинамия – проблема, распространенная среди молодого поколения
- Существует необходимость проверить то, как именно она влияет на работоспособность
2.2.1.Измерение показателей группы в стандартных условиях.
Делать выводы, опираясь исключительно на статистические данные – неправильно, поэтому я решила проверить все полученные в ходе опросов данные на практике.
В данном этапе практической части приняли участие 24 человека. Я разделила их по группам в зависимости от их успеваемости: О — отличники(q>4,5), Х- хорошисты(4 Помимо измерений я также просила их описать их самочувствие в течение недели : насколько они утомлены, были ли какие-либо сбои аппетита и пр.(т.е.имели ли они первые симптомы гиподинамии)
В группе отличников жалоб было меньше всего – только 2 человека из группы отмечали быструю утомляемость и небольшую нервозность.
Около 30% хорошистов жаловались на легкую сонливость и частую раздражительность, у некоторых возникали беспричинные изменения аппетита, при которых они неосознанно начинали переедать.
В группе троечников 50% испытывали частые нервозность и сонливость, а также отмечали сбои в аппетите.
Следующие два месяца подопытная группа жила в экспериментальном режиме: их рацион питания был рационализирован (т.е. соответствовал всем нормам потребления),интенсивность и количество физических нагрузок были увеличены, они стали дольше находиться на улице.
Измерения проводились с тем же интервалом.
Стоит отметить, что количество жалоб на сонливость, раздражительность заметно снизилось. К концу эксперимента только 2 человека из 24 были отмечены с этими симптомами.
Из данных, полученных в ходе эксперимента ,я могу сделать следующие выводы :
- При экспериментальных условиях q каждой из групп вырос на 0,1-0,3,следовательно,поднялась работоспособность людей.
- Улучшились физические показатели: почти у всех участников пульс пришел к норме (70 уд/мин)
Это доказывает, что моя гипотеза о том, что гиподинамия – одна из причин низкой работоспособности школьников, отрицательно влияющая на их здоровье, оказалась верна, а значит, существует необходимость в составлении ряда рекомендаций по поддержанию хорошей физической формы для школьников.
Заключение
Приступая к данной работе, я даже не предполагала, что выбранная мной тема это — огромный материал, который не под силу одолеть в краткие сроки.
Цели, поставленные мной в начале работы, выполнены полностью, но существует еще достаточно важных вопросов, которые остались за рамками данной работы. В ходе исследования был проведен ряд опросов, который показал существование определенной тенденции среди молодого поколения, а именно – увеличения процента людей, подверженных гиподинамии, что в свою очередь является большой проблемой не только для настоящего времени, но и для будущего в котором нам предстоит жить. Был проведен эксперимент, направленный на изучение влияния гиподинамии и ее профилактики на работоспособность учеников. На основе результатов были определены рекомендации, которые помогут ребятам сделать шаг в сторону успеха и улучшения своего физического здоровья. Именно эти рекомендации мы будем распространять среди молодёжи в рамках своего проекта.
Я считаю, что проведение различных мероприятий по популяризации спорта и здорового образа жизни в целом, являются одним из важных шагов к решению таких проблем как гиподинамия.
Источник: domodsch10.edumsko.ru
1. Аттестационная работа Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как
2.
3.
4.
5.
6. Задачи
7. Новизна проекта
8. Экономическая целесообразность
9.
10.
11. Система мероприятий
12. Исследовательская часть
13.
14.
15. В опросе взрослых (педагогов, родителей) приняло участие 56 человек.
16.
17. Выводы
18. Практическая часть
20. Заключение
21. Результаты проекта
Источник: ppt-online.org